Этот сайт использует файлы cookies. Продолжая просмотр страниц сайта, вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Если вам нужна дополнительная информация, пожалуйста, посетите страницу Политика файлов Cookie
Subscribe
Прямой эфир
Cryptocurrencies: 9884 / Markets: 82654
Market Cap: $ 2 214 496 913 796 / 24h Vol: $ 67 378 639 821 / BTC Dominance: 52.789525927228%

Н Новости

Кибернетическая музыка или как советский компьютер написал первый вальс

"Математика и музыка находятся на крайних полюсах человеческого духа, этими двумя антиподами ограничивается и определяется вся творческая духовная деятельность человека и между ними размещается всё, что человечество создало в области науки и искусства".

Генрих Нейгауз

Словосочетанием 2023 года по версии словаря Collins Dictionary стал ИИ (AI) — искусственный интеллект, что совсем не удивительно. Последние пару лет о потенциальной безграничности возможностей ИИ размышляют ученые, пытаясь внедрять все новые и новые решения, проверяя теории на практике. Обычные же люди весьма давно пользуются ИИ, иногда даже не подозревая об этом.

Нас уже не удивляет, что благодаря ИИ пишутся тексты, картины, музыка, выявляются заболевания и кибератаки. Привыкли мы и к тому, что инновации, связанные с ИИ чаще всего, приходят к нам из-за рубежа. Какого же было мое изумление, когда я узнала, что одним из первых, кто серьезно и основательно задумался о том, что музыку может написать машина при помощи математических формул был – советский ученый Рудольф Зарипов в далеком 1950. И не только задумался, но доказал такую возможность на практике. В материале постараюсь рассказать подробнее!

Математик с душой музыканта

Одаренный музыкант и столь же одаренный математик – как часто такое можно сказать об одном человеке? Думаю, история знает не много таких примеров. Рудольф Зарипов был таким редким человеком.

Р. Зарипов
Р. Зарипов

Игра на виолончели, занятия математикой и кружок радиолюбителей то, на что Рудольф с детства тратил свободное время. Музыка была не просто хобби, настоящей страстью и возможно стала бы профессией, но вмешался случай. По воспоминаниям близких Рудольф после очередного экзамена в музыкальном училище, которой не принес пятерки решил все-таки быть ученым и в 1947 году поступил на математическое отделение Казанского государственного университета.

Из воспоминаний Светланы Хайруллиной – однокурсницы:

«Конечно, мы его хорошо помним. Не потому только, что он был комсоргом группы. Было в нем нечто, трудноуловимое, что не позволяло отождествлять его с общей студенческой массой. Запомнился один характерный эпизод. Кто-то из знакомых выиграл по облигациям, кажется, очень крупную сумму денег. И это немедленно обернулось проблемой: как и на что потратить? Но не для Рудика. Поразило, что, не задумываясь ни минуты, он ответил: "Я бы купил хороший инструмент, виолончель. В доме обязательно должен быть хоть какой-нибудь музыкальный инструмент».

Вот такой был человек - ценитель музыкальной и математической гармоний.

Вальс по-уральски

Научная карьера Рудольфа началась с исследования интегральных уравнений, но уже тогда было понятно, что она не станет ведущей в его научном творчестве. Защитив диссертацию в 1958 году Рудольф занялся проблемой алгоритмического сочинения музыки.

Некоторые источники говорят, что эта тема интересовала его еще в детстве: может ли машина, подчиняясь определенным законам логики и математики создавать мелодии, подобные тому, что пишет человек. До Зарипова в СССР над этим вопросом так основательно не задумывались. Важной эта тема была по одной причине – такой подход позволял представить, что машина способна к деятельности, подобной человеческому творчеству – высшему проявлению интеллекта и духовной деятельности.

Тема была весьма передовой, совсем недавно появился первый полупроводниковый компьютер «Урал», который физически мог ответить на вопросы Зарипова, но не все было так просто. Эта машина в СССР была редкостью, чтобы получить возможность работать с нкй и делать расчеты, их необходимость нужно было доказать. Поэтому, до некоторых пор обучением «Урала» композиторству Зарипов занимался после основной работы, и то только после разрешения руководства.

Пульт управления "Урал 1"
Пульт управления "Урал 1"

Работа продвигалась тяжело, оказалось, постичь музыку логически, понять ее внутренние законы и принципы, чтобы объяснить их уже машине — не так-то просто. Зарипову приходилось делать некоторые открытия заново, он тогда еще не был знаком, например, с книгой Мазеля «О мелодии» в которой было раскрыто много важного в логике мелодических форм.

В соответствии с общими принципами строения музыкального произведения Зарипов строил алгоритм на основе следующих положений:

  1. Пьеса представляет собой трехчастную музыкальную форму ABA как наиболее распространенную структуру инструментального произведения. А и В контрастны по музыке.

  2. Каждая фраза пьесы кончается на одной из трех основных ступеней звукоряда (I, HI, V).

  3. Не допускаются следующие подряд в одном (восходящем или нисходящем) движении два широких интервала мелодии (например, квинта и секста).

  4. Число нот, следующих подряд в одном движении (восходящем или нисходящем), не превышает шести.

  5. Диапазон высоты ограничен двумя с половиной октавами.

  6. Синкопы через тактовую черту допускаются лишь с пульта управления машины.

  7. В мелодии большее число нот идет подряд в одном движении при менее широких интервалах между ними, т. е. имеем более плавный мелодической рисунок с более редкой сменой направления движения. И наоборот, меньше нот идет подряд в одном движении при широких интервалах между ними, т. е. при больших скачках мелодического рисунка — более частая смена направления движения.

Согласно алгоритму, мелодия пьесы получается следующим образом. Длительности нот, интервалы и число нот, идущих подряд в одном движении, выбираются с помощью случайных чисел. Выбор этот подчинен изложенным выше правилам. Процесс получения такой мелодии и имитирует процесс сочинения мелодии человеком.

Пытаясь заставить машину написать музыку Зарипов отметил:

«Мышление человека при сочинении музыки можно рассматривать как своеобразную управляющую систему, и в силу недостаточного изучения функционирования этой управляющей системы данный алгоритм, учитывающий лишь небольшое число общих положений процесса, является математическим экспериментом для изучения самого процесса создания музыки, а также для выяснения логических возможностей машины. При реализации алгоритма на машине выявляются и другие закономерности рассматриваемого процесса, которые можно использовать при усовершенствовании алгоритма».

Подробный разбор алгоритма в статье.

Разумеется, ЭВМ не могла писать мелодии сразу в виде нот, всю музыку «Урал» печатал в закодированном виде на бумажной ленте, Зарипов же расшифровывал код и уже за­писывал все в виде нот. Сочинение даже короткой мелодии занимало около пяти минут.

Как удавалось расшифровывать? Все весьма просто - любую ноту он обозначал пятизначным числом, в котором две первые цифры дают порядковый номер звука, третья — его длительность, а четвертая и пятая — высоту.

Так в 1959- м году машина по алгоритму Зарипова сочинила три вальса и несколько маршей. Рудольф называл эти музыкальные произведения «Уральскими напевами» — в честь композитора(ЭВМ "Урал").

UPD: пару непроверенных ссылок. Что там звучит честно не знаю, но можно просто поверить на слово.

Человек или робот?

Конечно, занимаясь такой темой, ученого интересовали не только алгоритмы, но и то, как написанная машинами музыка, воспринимается людьми. Он стал самым известным исследователем в этой области, во всяком случае в СССР. Может ли машина настолько точно имитировать процесс творчества человека, чтобы при восприятии этого творчества сам человек не мог отличить результат машины? в научных кругах в это верили слабо. Многие считали, что машина никогда не создаст ничего действительно художественно ценного и похожего на человеческое творчество. Ученому пришлось доказывать обратное.

Первый тест Зарипов проведен в 1968 году. 16 мелодий в исполнении оркестра послушали более 600 человек. Их задачей было оценить мелодии с точки зрения гармонии, привлекательности и т.д.. Восемь из них были написаны ЭВМ, а другие 8 принадлежали советским композиторам. Все они были приблизительно одинаковой синтаксической сложности.

Один из протоколов теста Зарипова. Из книги Израиля Гутчина «Кибернетические модели творчества», 1969 год.
Один из протоколов теста Зарипова. Из книги Израиля Гутчина «Кибернетические модели творчества», 1969 год.

Удивительно, что во всех группах слушателей машин­ная музыка получила более высокую оценку, чем мелодии композиторов.

Справедливость результатов исследования часто ставили под сомнение, однако результат исследований, проводимых Зариповым от раза к разу оставался неизменным, творчество машин – в среднем нравилось больше (были и другие исследования, там результаты разнились).

Кто, если не мы?

Вопросом так называемого музыкального кибернетического творчества был увлечен не только Зарипов. Его коллеги Майя Рытвинская и Раис Бухараев тоже исследовали вопрос и провели первый тест своей программы в начале 1960-х. Также они тестировали и восприятие музыки. Подробно об изысканиях ученых можно прочитать в статье.

Ученые из США тоже исследовали эту область, у них также были подходящие для таких задач ЭВМ и ученые. Так в 1955-1956 гг. Лежарен Хиллер, в соавторстве с Леонардом Исаксоном, разрабатывают музыкальные алгоритмы, которые позволяют создать компьютерную композицию «Иллиак сюита для струнного квартета». Как вы догадываетесь написана музыка была при помощи компьютера Иллиак. Множество изысканий того времени в этой области было связано не с написанием музыки, а ее воспроизведением компьютером, а также записью мелодий и их обработкой. Но это как говорится совсем другая история.

Больше 50 лет прошло с момента написания первых кибернетических мелодий, изменились возможности компьютеров и наше понимание ИИ, кажется, что сегодня мы как никогда близко подошли к теме творчества машин, однако, чем больше ученые узнают, тем больше вопросов появляется, но основы, которые были заложены пионерами в этой области знания, в том числе и Рудольфом Зариповым до сих пор актуальны.

Итак, вопросами музыки и программирования Зарипов занимался всю жизнь, за годы практики ему удалось:

а) смоделировать сочинение мелодий;

б) создать программу для гармонизации заданной мелодии, имитирующую работу музыкантов;

в) создать программу для анализа студенческих решений задач по гармонизации и выявления в них ошибок, выполняющую функции экзаменатора и являющуюся прототипом обучающей системы;

г) изучить ряд психологических процессов восприятия музыки.

На сладкое – классный тест, который позволит вам почувствовать себя частью эксперимента Зарипова и самим оценить возможности музыки, которая была написана ЭВМ больше 50 лет назад.

При подготовке материала были использованы следующие книги и источники

Книги

1. Гутчин И. Б. Кибернетические модели творчества. М., 1969

2. Зарипов. P. X. Кибернетика и музыка. М., 1971.

3. Зарипов. P. X. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. М., 1983.

4. Зарипов P. X. Об алгоритмическом описании процесса сочинения музыки. Доклады АН СССР. Т. 132. № 6. 1960.

Сайты

1. https://arzamas.academy/materials/2254

2. https://www.iske-kazan.ru/izvestnye-lyudi/236-neskolko-slov-o-rudolfe-zaripove

3. https://www.computerra.ru/180078/hit/

Источник

  • 07.09.23 16:24 CherryTeam

    Cherry Team atlyginimų skaičiavimo programa yra labai naudingas įrankis įmonėms, kai reikia efektyviai valdyti ir skaičiuoti darbuotojų atlyginimus. Ši programinė įranga, turinti išsamias funkcijas ir patogią naudotojo sąsają, suteikia daug privalumų, kurie padeda supaprastinti darbo užmokesčio skaičiavimo procesus ir pagerinti finansų valdymą. Štai keletas pagrindinių priežasčių, kodėl Cherry Team atlyginimų skaičiavimo programa yra naudinga įmonėms: Automatizuoti ir tikslūs skaičiavimai: Atlyginimų skaičiavimai rankiniu būdu gali būti klaidingi ir reikalauti daug laiko. Programinė įranga Cherry Team automatizuoja visą atlyginimų skaičiavimo procesą, todėl nebereikia atlikti skaičiavimų rankiniu būdu ir sumažėja klaidų rizika. Tiksliai apskaičiuodama atlyginimus, įskaitant tokius veiksnius, kaip pagrindinis atlyginimas, viršvalandžiai, premijos, išskaitos ir mokesčiai, programa užtikrina tikslius ir be klaidų darbo užmokesčio skaičiavimo rezultatus. Sutaupoma laiko ir išlaidų: Darbo užmokesčio valdymas gali būti daug darbo jėgos reikalaujanti užduotis, reikalaujanti daug laiko ir išteklių. Programa Cherry Team supaprastina ir pagreitina darbo užmokesčio skaičiavimo procesą, nes automatizuoja skaičiavimus, generuoja darbo užmokesčio žiniaraščius ir tvarko išskaičiuojamus mokesčius. Šis automatizavimas padeda įmonėms sutaupyti daug laiko ir pastangų, todėl žmogiškųjų išteklių ir finansų komandos gali sutelkti dėmesį į strategiškai svarbesnę veiklą. Be to, racionalizuodamos darbo užmokesčio operacijas, įmonės gali sumažinti administracines išlaidas, susijusias su rankiniu darbo užmokesčio tvarkymu. Mokesčių ir darbo teisės aktų laikymasis: Įmonėms labai svarbu laikytis mokesčių ir darbo teisės aktų, kad išvengtų baudų ir teisinių problemų. Programinė įranga Cherry Team seka besikeičiančius mokesčių įstatymus ir darbo reglamentus, užtikrindama tikslius skaičiavimus ir teisinių reikalavimų laikymąsi. Programa gali dirbti su sudėtingais mokesčių scenarijais, pavyzdžiui, keliomis mokesčių grupėmis ir įvairių rūšių atskaitymais, todėl užtikrina atitiktį reikalavimams ir kartu sumažina klaidų riziką. Ataskaitų rengimas ir analizė: Programa Cherry Team siūlo patikimas ataskaitų teikimo ir analizės galimybes, suteikiančias įmonėms vertingų įžvalgų apie darbo užmokesčio duomenis. Ji gali generuoti ataskaitas apie įvairius aspektus, pavyzdžiui, darbo užmokesčio paskirstymą, išskaičiuojamus mokesčius ir darbo sąnaudas. Šios ataskaitos leidžia įmonėms analizuoti darbo užmokesčio tendencijas, nustatyti tobulintinas sritis ir priimti pagrįstus finansinius sprendimus. Pasinaudodamos duomenimis pagrįstomis įžvalgomis, įmonės gali optimizuoti savo darbo užmokesčio strategijas ir veiksmingai kontroliuoti išlaidas. Integracija su kitomis sistemomis: Cherry Team programinė įranga dažnai sklandžiai integruojama su kitomis personalo ir apskaitos sistemomis. Tokia integracija leidžia automatiškai perkelti atitinkamus duomenis, pavyzdžiui, informaciją apie darbuotojus ir finansinius įrašus, todėl nebereikia dubliuoti duomenų. Supaprastintas duomenų srautas tarp sistemų padidina bendrą efektyvumą ir sumažina duomenų klaidų ar neatitikimų riziką. Cherry Team atlyginimų apskaičiavimo programa įmonėms teikia didelę naudą - automatiniai ir tikslūs skaičiavimai, laiko ir sąnaudų taupymas, atitiktis mokesčių ir darbo teisės aktų reikalavimams, ataskaitų teikimo ir analizės galimybės bei integracija su kitomis sistemomis. Naudodamos šią programinę įrangą įmonės gali supaprastinti darbo užmokesčio skaičiavimo procesus, užtikrinti tikslumą ir atitiktį reikalavimams, padidinti darbuotojų pasitenkinimą ir gauti vertingų įžvalgų apie savo finansinius duomenis. Programa Cherry Team pasirodo esanti nepakeičiamas įrankis įmonėms, siekiančioms efektyviai ir veiksmingai valdyti darbo užmokestį. https://cherryteam.lt/lt/

  • 08.10.23 01:30 davec8080

    The "Shibarium for this confirmed rug pull is a BEP-20 project not related at all to Shibarium, SHIB, BONE or LEASH. The Plot Thickens. Someone posted the actual transactions!!!! https://bscscan.com/tx/0xa846ea0367c89c3f0bbfcc221cceea4c90d8f56ead2eb479d4cee41c75e02c97 It seems the article is true!!!! And it's also FUD. Let me explain. Check this link: https://bscscan.com/token/0x5a752c9fe3520522ea88f37a41c3ddd97c022c2f So there really is a "Shibarium" token. And somebody did a rug pull with it. CONFIRMED. But the "Shibarium" token for this confirmed rug pull is a BEP-20 project not related at all to Shibarium, SHIB, BONE or LEASH.

Для участия в Чате вам необходим бесплатный аккаунт pro-blockchain.com Войти Регистрация
Есть вопросы?
С вами на связи 24/7
Help Icon