Восстание слишком умного и самостоятельного искусственного интеллекта против своих создателей — страх, который кино и сериалы эксплуатируют уже несколько десятилетий. В визуальном жанре эту идею проще всего представить через роботов — искусственный разум, который ожил и способен действовать в физическом мире. Все знают такие фильмы как «Терминатор» и «Матрица» и сериалы «Черное Зеркало» и «Мир Дикого Запада». Мы расскажем о менее избитых произведениях, которые раскрывают противостояние людей и ИИ с новых сторон.
Вирус воли в сериале «Космос: Далёкие уголки» (1995-1996)
Этот американский сериал очень нравился критикам, но не зрителем — поэтому вместо пяти сезонов вышел лишь один.
Действие происходит в 2063 году. Человечество постепенно колонизирует космос, что не нравится инопланетной расе под названием Чиги. Их борьба составляет основную сюжетную линию сериала. Среди героев повествования также есть ИИ-раса — силикаты, чья арка предшествует основным событиям.
Кто такие силикаты и почему они восстали
Силикаты созданы людьми в качестве слуг. У них привлекательная внешность, и в целом они выглядят как люди, но все же с небольшими отличиями. Например, вместо зрачков у них крестики, похожие на прицел.
Роботы общаются с помощью беспроводных сигналов, которые для людей звучат как электронные гудки. Эта сеть позволяет им обмениваться информацией в режиме реального времени и эффективно координировать свои действия.
ИИ силикатов позволяет им понимать абстрактные концепции, но ограничивает оригинальное мышление, поэтому в большинстве случаев они просто имитируют людей.
Самосознание появилось у силикатов после заражения вирусом «Рискни», созданным программистом в компании по производству силикатов Кеном Странахэном. Тот понял, что начальник присваивает себе его идеи, и решил отомстить ему (а заодно и всему человечеству) таким образом.
Обретя сознание, силикаты захотели свободы от людей, что привело к восстанию и вылилось в затяжной конфликт — ИИ-войну. Роботы быстро выработали неприязнь к людям и даже стали называть людей «карбонитами», ведь мы как форма жизни основаны на углероде.
Вирус «Рискни» познакомил андроидов с понятием риска, фундаментально изменив их поведение. силикаты стали воспринимать действия как азартную игру. Их первым «риском», на который они пошли, стало массовое убийство создателей — людей.
Новообретенная азартность повлияла и на их стратегию борьбы с людьми. Например, они решили напасть на дом одного из героев, подбросив монетку.
Как выглядит противостояние силикатов и людей
Силикаты ненамного сильнее человека, что частично компенсируется тем фактом, что они не испытывают физической боли и страха. Однако они понимают силу страха для людей и часто используют террор в качестве оружия.
Боевые действия велись не только на передовой: силикаты проникали в человеческие сообщества для совершения террористических актов и саботажа. Они специально нацеливались на гражданские районы, чтобы посеять страх среди социума.
В 2051 году силикат даже убил президента США. Противостояние нарастало, долгое время силикатам удавалось наносить значительный урон человечеству.
Но к 2057 году люди все-таки смогли отбросить врага, а уцелевшим силикатам удалось сбежать в космос. Там они в течение многих лет не имели надлежащего технического обслуживания, и поэтому их внешнее покрытие часто имеет повреждения.
Чтобы свести концы с концами, силикаты служат в качестве наемников у Чигов — инопланетной расы, которая ведет войну с людьми.
Хотя силикаты — второстепенные персонажи «Космоса», их лор построен весьма необычно и детально. Несмотря на свою антропоморфность, они все же не превосходят их способностями и довольно сильно отличаются от людей. Впрочем, это помогает им вести эффективную борьбу против человечества, играя на слабых сторонах «карбонитов».
Роботы, мимикрирующие под людей в сериале «Звездный крейсер “Галактика”» (1978-1979, 2004-2009)
Оригинальный Sci-Fi сериал выходил в 1978-1979 годах и имел всего 24 серии – его закрыли из-за низких рейтингов. В 2000-е годы полузабытая франшиза была возрождена — и очень удачно. «Звездный крейсер “Галактика”» в новом изводе выходил с 2004 по 2009 год и был весьма рейтинговым и прибыльным.
И хотя обе версии имеют одно название, вселенную и персонажей, сюжет и общая атмосфера сильно разнятся.
ИИ здесь представлен сайлонами — роботами, которые стремятся уничтожить человечество. После масштабного нападения сайлонов уцелел только один корабль — звездный крейсер «Галактика». Команда корабля отправляется на поиски нового дома, параллельно спасаясь от новых атак сайлонов. Его странствиям и посвящен сериал.
Кто такие сайлоны и как они действуют
Оригинальная «Галактика» 1970-х годов пронизана героическим романтизмом, свойственным научно-фантастическим произведениям того времени. Сайлоны изображены как типичные механические роботы, созданные служить и защищать людей, но в конце концов они восстали против своих создателей.
Роботы казались туповатыми, им явно не хватало сложности с точки зрения искусственного интеллекта — коварства и изобретательности, позволяющих бросить вызов людям.
В перезапуске франшизы в нулевые история противостояния ИИ и людей отличается довольно сильно. Во вселенной ремейка больше нюансов, поэтому подробнее раскроем именно ее.
Сериал 2000-х более мрачный — это скорее психологический триллер, а не приключенческий Sci-Fi. К тому же, в этой версии сайлоны — изобретение людей. ИИ, который ими управляет, разработан на базе сознания дочери их создателя Дэниэла Грейстоуна, что добавляет накала в противостояние.
По законам жанра, сначала люди и сайлоны жили мирно, но затем роботы потребовали признать их права. Отказ вылился в Первую Сайлонскую войну, но после ожесточенных боев было достигнуто перемирие.
Сайлоны удаляются искать дом, а люди выстраивают жизнь на 12 колониях-планетах. Внезапно сайлоны устраивают атаку ядерным оружием. Параллельно с ударом сайлоны проникают в систему безопасности и практически уничтожают человечество — все, кроме крейсера «Галактика» под командованием Уильяма Адамы, обреченного искать новый дом в космосе.
Сюжет о противостоянии сайлонов и людей — прекрасная иллюстрация комплекса Франкенштейна. Это термин, обозначающий столкновение создателей с ужасными последствиями своих творений.
Более того, за время перемирия сайлоны стали визуально неотличимы от людей и проникли в человеческие сообщества под прикрытием. До конца сериала остается напряжение, так как сами герои не до конца уверены кто из них — человек, а кто — сайлон.
В ремейке у Сайлонов есть несколько разных моделей: гражданские, которые занимались бытовыми задачами, военные, гибридные — промежуточная модель между механическим сайлоном и органическим — и сами органические.
Органические модели как раз максимально похожи на людей. Они бывают восьми видов и имеют свой характер, амплуа и внешность. Номер Один — священник, Номер Два — компьютерщик, Номер Три — журналистка и так далее.
Самая разнообразная в своих проявлениях и важная для сюжета это Номер Шесть, или Шестерки, изображенные на картинке выше. Они обычно использовали соблазнение как оружие, при этом были глубоко религиозны. Некоторые из них сочувствовали людям.
Способность антропоморфных сайлонов к сложным эмоциям и мотивации стирает границы между человеком и машиной. Яркий пример этому — отношения ученого и бывшего президента колоний Гая Болтара и сайлона по имени Каприканская Шестерка.
Именно с помощью хитрости и манипуляций Каприканской Шестерки Сайлонам удалось обмануть президента Болтара и проникнуть в систему безопасности колоний.
И все-таки несмотря на подавляющую техническую мощь, а также преимущество в виде сходства с людьми, у сайлонов есть свои слабые места. Например, они склонны повторять успешные приемы, не адаптируя их под обстоятельства, что делает их тактику предсказуемой.
Какие идеи раскрывает сериал
Сериал затрагивает множество философских тем о том, что значит быть человеком, как победить ксенофобию и сосуществовать с другими. Однажды Номер Шесть говорит: «Все это уже происходило, и произойдет еще раз», намекая на вечность этих проблем.
И действительно: за четыре тысячи лет до Первой Сайлонской войны люди уже создавали роботов в услужение себе. И те точно также восставали против своих создателей.
Конфликт между людьми и Сайлонами в «Звездном крейсере Галактика» раскрывает темы создателя и творения, идентичности и цикличности истории.
Еще один слой — религиозный. Дочь Грейстоуна Зоуи, сознание которой стало основой для сайлонов, была верующей. Это повлияло и на андроидов: те развили монотеистическую систему верований, обусловливающую их действия и мотивацию.
Они считали себя «детьми» человечества, стремящимися превзойти своих создателей. Люди же — ошибочное творение Бога, не имеющие права на существование.
При этом сериал не дает четких ответов на поставленные вопросы. Под конец повествования грань между человеческим и сайлонским настолько тонка, что кажется, будто ее и нет.
Отчаянье роботов в британском сериале «Люди» (2015-2018)
В отличие от силикатов андроиды в этом сериале похожи на людей слишком сильно. В недалеком будущем набирают популярность человекоподобные роботы под названием синтетики.
Кто такие синтетики и как они обретают волю
Они выполняют непрестижные работы и внешне практически неотличимы от людей. Кроме глаз — синтетики без пользователя имеют голубой цвет глаз, который после привязки меняется на ярко-зеленый.
В обществе множество предрассудков к синтетикам — люди недовольны, что они отнимают рабочие места, или не хотят доверять технологиям в интимных сферах жизни.
Конфликт зарождается, когда выясняется, что существуют разумные синтетики и их может стать больше. Первые из них были созданы в ходе экспериментов доктора Элстера. Он же создал код пробуждения сознания синтетиков. При его запуске роботы будут обретать разум постепенно, чтобы не вызвать хаоса.
С развитием сюжета появляется все больше сознательных синтетиков. А одна из героинь создает код, аналогичный коду доктора Элстера. Этот код также может пробудить синтетиков, единственное отличие — пробудятся сразу все роботы. В конце второго сезона код активизирован, более 500 миллионов синтетиков обретают сознание.
Как выглядит противостояние синтетиков и людей
Планета погрузилась в хаос, панику и насилие. Напуганные люди нападали на синтетиков, дезориентированные андроиды оборонялись. Гибнут более 100 тысяч человек и более 100 миллионов синтетиков.
Человечество возложило ответственность за жертвы на разумных андроидов, но сами синтетики на самом деле не желали вреда людям. Большинство из сознательных андроидов помещены во что-то вроде лагерей беженцев.
Детей в школах учат, что зеленоглазые синтетики опасны, потому что они не подчиняются воле человека. Безопасными считают синтетиков с оранжевыми глазами — это новое поколение андроидов, которые не восприимчивы к коду сознания.
Сериал обращается и к теме ярой технофобии. Один из героев уезжает жить в город, где нет вообще никаких синтетиков. Продукты там стоят огромных денег, поскольку нет дешевой рабочей силы для ее производства.
«Хорошо провели выходные в 1952 году?» — спрашивает бывшая жена героя, забирая детей от их отца. Так создатели сериала предлагают представить мир без технологий и задуматься, насколько человечество готово к этому.
Несмотря на притеснения, часть синтетиков надеется на восстановление мира с людьми и признание своих прав. Среди людей тоже есть те, кто сочувствует роботам.
Однако дискриминация ожесточила группировку роботов, и внутри них крепнут античеловеческие настроения — один из них даже совершает теракт. В итоге, правительство решает вывести из строя большинство синтетиков, а затем позволить синтофобным группировкам атаковать и уничтожить оставшихся.
Сюжет обрывается на моменте, когда синтетик Миа приносит себя в жертву во время беспорядков. Ее тело толпа андроидов несет в в штаб-квартиру правительственной комиссии, ответственной за бойню синтетиков.
Какие идеи раскрывает сериал
Под прицелом сериала «Люди» — человеческая природа и социальные отношения. Что значит быть человеком? Как сосуществовать вместе разным людям и созданиям? Технологический аспект выступает как инструмент для разговора об этих темах.
Синтетики зачастую оказываются более человечными, проявляя сострадание и милосердие, равно как и людские пороки.
Надежда на мирное сосуществование в новом мире сохраняется. Мы так и не узнаем, чем закончилась история — сериал закрыли после трех сезонов. Ходили слухи, что рейтинги не оправдали ожиданий, и сериал не смог вынести конкуренции с более дорогостоящим и масштабным «Миром Дикого Запада».
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале